Эксперт: В цене российского газа для Беларуси нет ни копейки экономики
5 июля 2008 Экономика и бизнес
Дмитрий ЕРМАК, Белорусские новости
"Многострадальный" газовый контракт, который белорусское правительство и "Газпром" рождали в муках и подписали лишь перед самым наступлением 2007 года, начинает перерастать в конфликт или даже склоку. Причиной для взаимных упреков стали 9 долларов за каждую тысячу кубометров газа. Только к концу июня общественность узнала, что во втором квартале 2008 года Беларусь платит за голубое топливо по ценам первого. Вроде бы мелочь, а неприятно. Доказывая свою правоту, каждая из сторон ссылается на "волшебную" формулу расчета цены на газ, заложенную в контракте. Однако ни ее, ни соглашения никто в глаза не видел, кроме узкого круга лиц. Отсутствие же прозрачности, по мнению экспертов, дает множество поводов для предположений и спекуляций на этой теме.
Напомним, недавно анонимные источники в правительстве России и компании "Газпром" "слили" в российские СМИ информацию о том, что во втором квартале 2008 года Беларусь платит за газ 119 вместо 128 долларов за тысячу кубометров. Россияне подсчитали, что должок белорусского правительства за квартал может составить 45 миллионов долларов.
В "Газпроме" БелаПАН сообщили, что цена на газ для Беларуси рассчитывается строго по формуле, заложенной в контракте. Она привязана к ценам на европейском рынке нефтепродуктов с учетом понижающего коэффициента, и "никаких предпосылок для ее пересмотра нет".
Комментируя ситуацию официальным источникам, первый заместитель министра энергетики Беларуси Эдуард Товпенец подтвердил, что российская сторона имеет претензии к Беларуси по платежам за газ. Вместе с тем он заявил, что Беларусь "ничего не должна "Газпрому" и за все платит вовремя". По его словам, на заседании наблюдательного совета ОАО "Белтрансгаз" 31 марта белорусская и российская стороны смогли договориться о более низкой, чем предполагалось ранее, цене на поставку в Беларусь природного газа во втором квартале. Правда, тогда непонятно, почему российское правительство возмущается тому, что белорусы недоплачивают за газ.
Впрочем, эксперты обращают внимание на то, что сейчас в наблюдательном совете "Белтрансгаза" россияне в меньшинстве, поэтому на что-либо повлиять они не могут. Как, например, с отчислениями "Газпрома" в инновационный фонд Минэнерго, отмены которых пока безрезультатно добивается. Паритет в праве голоса наступит лишь в 2011 году, когда российская компания купит 50% акций "Белтрансгаза".
Позиция белорусской стороны по стоимости газа такова: прежде чем ставить вопрос о повышении цены, надо подписать соглашение о транзите. Между тем, эксперты указывают на то, что тариф на транзит российского газа по белорусской территории уже утвержден упомянутым контрактом до конца 2011 года — 1,45 доллара за тысячу кубометров на 100 километров. Однако недавно появилась иная информация. "Ставка транзита российского газа, согласованная на уровне в 1,45 долл., должна повышаться в зависимости от повышения цены на газ. А отсутствие этой цены и используется белорусскими властями для давления на Москву", пишет "Независимая газета".
Впрочем, нет ясности по поводу того, сколько же раз в год должна меняться цена на газ: каждый квартал или раз в 365 дней. Российский посол Александр Суриков на пресс-конференции в Минске 9 июня сказал, что контракт предусматривает возможное повышение цены в течение года не более одного раза и не более чем на 7 процентов. "Сегодня цена составляет 128 долларов, и белорусская сторона хотела бы попытаться вернуть 119 долларов", — отметил он тогда, еще не зная об уже свершившемся факте. Заметим, что в течение прошлого года цена оставалась неизменной.
Ситуация одновременно странная и комичная, считает эксперт аналитического центра "Стратегия" Валерий Карбалевич. "Товар купили, потребили и теперь выясняется, что продавец и покупатель по-разному понимают, сколько он стоит", — сказал он в интервью "Белорусским новостям". С контрактом, по его мнению "вообще загадка". Стороны фактически вышли из рамок подписанного контракта, и все происходит на основании каких-то устных договоренностей, считает он: "По-другому это объяснить сложно. Если бы российская сторона четко следовала контракту, цена газа для Беларуси была бы гораздо выше нынешней. Ведь смысл контракта в том, цена на газ для Беларуси уже через три года должна достичь европейского уровня. Но пока получается, что эта разбежка не только не сокращается, а растет".
Не исключено, что белорусская сторона на волне прихода нового президента попытается повернуть время вспять, то есть вернуть прежний льготный режим поставок газа. "Для белорусского правительства вопрос принципиальный: будет цена политическая или рыночная", — предполагает Валерий Карбалевич.
По мнению экономиста Михаила Залесского, в нынешней цене газа для Беларуси нет "ни копейки экономики". "Это чистая политика еще с ельцинских времен. И с экономической точки зрения рассуждать на эту тему абсолютно бессмысленно". По его словам, есть общепринятые принципы формирования цены на газ для европейских потребителей, но к Беларуси это не относится. "У нас другие правила игры, причем не всегда их можно называть четкими. С одной стороны, есть политические договоренности, а с другой — выставляются и экономические требования", — сказал "Белорусским новостям" эксперт.
Контракта в общем доступе нет, а информация о договоренностях противоречивая, отметила экономист исследовательского центра ИПМ Елена Ракова. "Нужно сделать все прозрачно. "Газпрому" нужно выложить контракт для общего доступа в интернете, чтобы все видели, о чем договорились обе стороны", — отметила она. По мнению эксперта, торг, конечно, идет не за 9 долларов за тысячу кубометров. Очевидно, россияне пробивают для себя другие условия, о которых пока можно только догадываться. Однако взаимная напряженность в дальнейшем будет только нарастать, резюмировала Е.Ракова.